Просто о человеке: физиология групп крови (продолжение)

Просто о человеке: физиология групп крови (продолжение)

 
Реакция возможна в двух случаях. Первый – иммунизация при переливании резус-положительной крови резус-отрицательному организму. Второй – иммунизация во время родов, когда часть резус-положительной крови плода забрасывается в организм резус-отрицательной матери (это при здоровой беременности).
Для других антигенов системы резус (С- и F-антигены)  нужна многократная иммунизация до выработки соответствующих антител.
В общей сложности эритроциты человека являются носителями более 300 антигенов. Только часть этих антигенов объ­единена в 20 генетически контролируемых систем групп крови (АВО, резус, Дафи, М, N, S, Леви, Диего и др.). Выше мы рассмотрели первые две – системы АВО и система резус.
Остальные считаются более «слабыми». Для их антигенов нужна многократная иммунизация до выработки соответствующих антител. В практике переливания крови они, как правило, не учитываются, но имеются в виду.
Вроде красивая и понятная картинка получилась. Если бы не имели мы дело с живыми телами!
При более внимательном практическом рассмотрении выясняется, что степень иммунной активности даже известных антигенов может колебаться в зависимости от человека, то есть проявляет индивидуальные различия генетического плана.
Так, в системе АВО обнаружилось около 20 разновидностей антигена А и около 14 разновидностей антигена В. Каково определять?!
Это значит, что кровь двух людей II группы может быть не совместима по системе АВО?! Да. Например, первый – антиген А1 и антитела α2, β и второй - антиген А2 и антитела α1, β. Одноименные (и по индексам) связываются и уничтожаются.
Облегчает определение то, что с увеличением индекса связывающая способность антител падает. Антитела в крови присутствуют, но так «плохо связывают» эритроциты, что можно их не учитывать.
Таким образом, в настоящее время при переливании крови определяют первые несколько разновидностей антигенов А и В.
В системе резус бывают свои нюансы. К примеру, большей активностью может обладать С-антиген в сравнении с D-антигеном. Иммунная активность D-антигена также может иметь индивидуальные различия. Возможны случаи, когда для иммунизации D-антигеном требуется неоднократное введение. В зависимости от мутаций в генах возможно 48 разновидностей антигенов по системе резус.
Но это уже частности клинической практики.
Нам важно, что при определении группы крови  используется принцип иммунной реакции – связывание одноименных антигенов и антител.
Раньше в качестве реагентов использовали кровь иммунизированных животных. Теперь реагенты получают в химических лабораториях. Последние сейчас введены в практику, так как не содержат «лишних» веществ.
Смешивая исследуемую кровь с реагентами, определяют наличие сгустков визуально (при необходимости с использованием микроскопа). При этом, чем «сильнее» связывающие свойства, тем лучше видно образующиеся сгустки. Чем «слабее», тем больше необходимо использование увеличения получившейся картинки.
Знайте, что наиболее точно группу крови вам могут определить на станции переливания крови. А еще, точнее при подготовке к операции переливания крови, так как определение проводится непосредственно перед операцией.
А самое интересное - это факты изменения группы крови в течение одной жизни. Явление редкое. В качестве шага к объяснению данного феномена можно выдвинуть факт конечной «жизни» эритроцита. Максимальная продолжительность жизни эритроцитов достигает 120 дней, сред­няя — 60-90 дней.
Предполагаю, что «внутренняя работа над собой» может изменить трансляцию генома и привести к изменению антигенного спектра «в разумных пределах», в переделах иммунологических реакций. Мое предположение не является научным фактом, но только поводом для собственных размышлений.
Будьте здоровы!

Автор: Пыстина Евгения    07.11.2013
Просмотров: 5535
Комментарии: 0

Смотрите также

Просто о человеке: физиология групп крови (продолжение)
  Реакция возможна в двух случаях. Первый – иммунизация при переливании резу...
Все мы хотим жить в теплых и уютных домах с чистым воздухом, здоровой атмосферой. Казало...
Начинаем учиться дома: составляющие успешного освоения предметов (окончание)
Интерес ребёнка – важная составляющая успешного обучения. Ребенку должно быть инте...


x