Учить детей умом или душой?

Учить детей умом или душой?

Как мы выяснили ранее, «души» в современной педагогике нет, отменила ее наука. Только в пословицах и поговорках, религиях душа еще существует. Воспитывать надо, а предмета воспитания нет. Соответственно, и научно обоснованных методов воспитания нет. Есть только отдельные научные формы заинтересованности – мотивация, например. Хотя еще в XIX веке в учебниках Ушинского и рассказах для детей Льва Толстого обучение, воспитание души было неотъемлемой частью учебы.
Мне посчастливилось учиться и преподавать в тот исторический момент времени, когда были живы учителя «старой школы» (школы советской) и учителя «новой формации» (современные, научно подкованные). Есть разница в стиле преподавания. Учтите, что это мой личный практический опыт. В первом случае информация подается по сути вопроса, ничего лишнего. Информация идет в историческом контексте, она живая. Будто соприкасаешься с миром живого предмета. Во втором случае ученикам предлагается сухой набор фактического материала. Он логически выстроен, подкреплен примерами. Но ощущение, как от памятника. Кажется, что все уже известно, и дальше скучно становится.
Так же изменились и учебники.
Со школы помню только одну учительницу, навыками, полученными от которой, пользуюсь в своей жизни. Это была учительница иностранного языка, но заменяла кого-то по предмету, похожему на ОБЖ. У нее были хорошие семейные отношения, и она рассказывала нам, как они с мужем живут, как общаются, как уважают друг друга, как перед сном или перед уходом из дома они желают друг другу «всего доброго» (потому что неизвестно, что может случиться). Ее знания шли «от души». Хотя школьный уровень к этому не обязывает. Но запоминается именно когда «от души»!
«От души» можно преподавать и русский, и математику, и любой предмет. «От души - к душе, от сердца - к сердцу». Мы для своих детей нашли влюбленную в свой предмет «англичанку», и дети перестали бояться языка, они стали разговаривать!
Вот и получается интересная ситуация в случае, когда «от мозга» обучение идет: информацию педагог передает, а в душе хочет дома оказаться у телевизора или еще куда-нибудь «слинять». Душа ребенка информацию считывает и мозгу направление задает – «слинять» бы.
Мне, как преподавателю, «слинять» хотелось в день выдачи зарплаты. Как выдадут эту «огромную» сумму, с которой один раз в магазин сходить можно, так студентов видеть не хочется. Проходит день-два, и опять идешь на урок с энтузиазмом, погруженная в собственный предмет.
Но современных научных разработок в данной области нет, и все рассуждения автора базируются на собственном опыте обучения и преподавания школьникам и студентам, а также на опыте обучения собственных детей.
Лев Толстой «Старик и яблони» (рассказ)
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Автор: Пыстина Евгения    03.06.2014
Просмотров: 6148
Комментарии: 0

Смотрите также

Начинаем учиться дома: составляющие успешного освоения предметов (продолжение)
Что значит "добиваемся понимания материала сразу"? Для этого мы решаем разные...
О долгожителях
Говорят: «Простудой можно заразиться», «Зевота заразна». Также з...
Как сварить вкусный творог в домашних условиях: 3 способа Творог – один из самых...


x