Общение на автодорогах

Общение на автодорогах

Чтобы вождение было успешным и безопасным (а мы все именно этого и хотим), водителю обычно бывает недостаточно только собственных выдающихся качеств и умений. Даже водитель, который садится за руль в отличном состоянии и хорошо управляет автомобилем, должен вдобавок уметь взаимодействовать с другими участниками движения. Для этого ему необходимо стремиться к взаимопониманию в общении с другими участниками движения.
Специфика вождения автомобиля такова, что водители имеют в своем арсенале мало средств, предназначенных для общения и обмена необходимой информацией. По сути, это возможности подачи светового сигнала (включить стоп-сигнал, сигнал поворота или переключить фары) или звукового сигнала. С использованием данных сигналов на  сегодняшний день знакомы практически все водители, так как обязаны учить Правила дорожного движения.
Но эти сигналы являются скорее монологом водителя. При этом он не знает, как отреагируют другие участники движения на его «заявление». Например, если водитель хочет перестроиться из ряда в ряд на дороге, он подает соответствующий сигнал. А получить ответ от водителей, которые могут пропустить или не пропустить его, он не в состоянии, и такие ситуации могут привести к созданию аварийной обстановки на дороге.
Поэтому в автошколах и в Правилах дорожного движения водителей обучают маневрировать предсказуемым для других образом. Например, перестроение на крайнюю левую полосу или левее на своей полосе перед перекрестком показывает, что, скорее всего, водитель собирается совершить поворот налево. Аналогично трактуется перестроение в правую сторону. Обычно, опытные водители умеют прогнозировать поведение других участников дорожного движения, уже исходя из того, какие маневры совершает тот или иной автомобиль на дороге.
Действия водителя на дороге должны быть предельно ясны и понятны всем его коллегам по движению. В этом случае даже попавший в сложную или непредвиденную ситуацию водитель всегда может рассчитывать на то, что остальные участники движения его правильно поймут и помогут по мере сил выбраться из тяжелого положения. Ведь специально противодействовать никакой водитель не собирается. Другое дело, когда кто-то на автомобиле маневрирует непредсказуемо (мечется по дороге), это, скорее всего, вызовет раздражение других участников. А то и противодействие такому «лихачу». Ведь и в обычном общении мы склонны осадить «зарвавшегося» оппонента.
Есть такой анекдот:
«Разбор ДТП. Первого водителя легковушки спрашивают:
- Почему вы оказались на перекрестке?
- Я уже два года вожу машину, думал проскочу…
- Ну а вы, водитель МАЗа, как там оказались?
- У меня двадцать лет водительского стажа, думал - «хрен ты у меня проскочишь»…»
Поэтому азбуку маневрирования и подачи световых и звуковых сигналов надо знать «как таблицу умножения».
И чтобы улучить качество общения во время движения, необходимо научиться использовать методы невербального общения – их еще называют «языком жестов». Например, когда несколько автомобилей останавливаются на перекрестке равнозначных дорог, а их водители ждут друг от друга каких-либо действий. Но при этом стоит все-таки понимать, что данный канал общения не является самым надежным. Трактовать полученные при помощи языка жестов сигналы надо максимально осторожно, проверять и перепроверять намерения водителей, которые их подают – и только после этого действовать. Например, рука описывает круг и указывает вниз: - у вашего авто спущена шина.
Так же важно совершенствовать и расширять запас средств общения при помощи световых сигналов. Не для кого не секрет, что водители используют световую сигнализацию для выражения благодарности, для позволения проехать первым, для предупреждения о посте ГАИ.
Для того чтобы дорожное движение было максимально безопасным, необходимо также достигать взаимопонимания между пешеходами и водителями. Ведь более половины различных дорожно-транспортных происшествий происходят при непосредственном участии пешеходов, а более четверти – еще и по их вине. При этом пешеходы в большинстве случаев находятся в более выгодных условиях, чем водители транспортных средств. Им намного проще прогнозировать действия водителей, чем водителям предугадывать действия пешеходов. Водитель может увеличить скорость, притормозить, свернуть вправо или влево, причем все это будет происходить постепенно – ведь автомобиль является весьма большой и громоздкой конструкцией. Молниеносно автомобиль не может переместиться в отличие от пешехода, который может сразу остановиться или изменить маршрут.
Водителю сложнее – действия пешехода могут принимать любой характер, особенно, если участником дорожного движения является испуганный пожилой человек или ребенок. Поэтому каждый водитель должен обычно рассчитывать на самый неблагоприятный вариант поведения пешехода и быть готовым к самому неожиданному и опасному маневру с его стороны (особенно это касается детей, которые всегда являются наиболее непредсказуемыми).
Существуют некоторые закономерности, которые подтверждаются статистикой дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Обычно пешеход, который собирается перейти улицу на нерегулируемом переходе, сначала выжидает около 20 секунд – пока автомобили пропустят его. Если автомобилисты не спешат пропускать пешехода, он начинает перебегать дорогу перед идущим на полной скорости транспортом. Обычно считается, что безопасность перехода может быть обеспечена только в том случае, когда человек пересекает проезжую часть за 9 секунд до того, как по ней проедет автомобиль. В то же время многие люди стараются перебежать проезжую часть за 2-3 секунды до подхода автотранспорта. Поэтому водители, которые видят, что перед нерегулируемым пешеходным переходом уже собралась группа пешеходов, ждущих своей очереди более 10-15 секунд, должны остановиться и пропустить людей. В противном случае вероятность возникновения различных неприятных и опасных ситуаций на дороге становится чрезвычайно высокой. Кстати, почти так же, как и пешеходы, могут вести себя и некоторые водители, выезжающие на главную дорогу с второстепенной – они нервничают и поэтому склонны рисковать. Поэтому очень важно, садясь за руль автомобиля «выключить» психологию пешехода.
А пешеходам важно не рисковать, а лишний раз убедиться в безопасности выхода на проезжую часть.

Автор: Пыстина Евгения    17.11.2014
Просмотров: 5527
Комментарии: 0

Смотрите также

Солод ржаной, ячменный и другой
Солод нам необходим для приготовления домашнего кваса. Солод бывает разный, в зависимост...
В мае можно наслаждаться первыми летними ягодами, которые появляются на прилавках магази...
Осень – пора домашних заготовок, засолок, маринадов. Помимо обычных и общеизвестны...


x