Воспитание самостоятельности, или  обходим кризис трёх лет

Воспитание самостоятельности, или обходим кризис трёх лет

Воспитание ребёнка – вечная тема, волнующая умы родителей, воспитателей, учителей, педагогов, философов, учёных. Книг по этой теме написано столько, что если вы захотите хотя бы бегло ознакомиться с ними, то самим ребёнком заниматься будет некогда.

При этом самый «загадочный» период в воспитании - это период дошкольничества. А особенно возраст, когда малыш ещё не разговаривает. Тем не менее, это самый важный период, во время которого формируются образцы поведения, взаимодействия с другими людьми.

Просыпается малыш. «Проснулись, улыбнулись, потянулись!» Взяла за ручки, потянула вверх. Погладила тельце до кончиков носочков. Улыбнулась малышу. Так формируется образ радостного пробуждения, просыпания тела. Но вот, замечаю, что при слове «улыбнулись» малыш сам улыбается, а при слове «потянулись» - сам потягивается или пытается потянуться. C этого момента я уже не стану тянуть ему ручки (он делает это сам), я буду показывать как я тянусь. И повторяя этот «ритуал» каждое утро, ребёнок сам научается просыпаться.

И это воспитание дошкольника! Воспитание образами, образцами поведения. И если родитель, желая определённого поведения своего ребёнка, сам не выполняет это в своём поведении, то устойчивого правильного поведения ребенка он не добьётся. Когда я была маленькой, я старалась «помогать» маме. Но умений у меня не хватало, и взрослые говорили мне, чтобы я «не мешалась». При этом папа занимался своими делами, а мама своими. В дальнейшем я стала заниматься «своими делами», а помощи дождаться от меня было сложно. Это взрослых раздражало. Ведь они хотели, чтобы подросшая дочь помогала им по хозяйству.

Со своими детьми я старалась поступать немного по-другому - принимала любую помощь от них. А к этому они стремятся в возрасте лет 1,5-2,5. Даже предлагала иногда сделать что-нибудь вместе. И пусть дочка ещё плохо держит ножик, но я даю ей его, если она просит. Естественно, при этом я контролирую то, как она «режет».

Потом, когда дочь подросла, хотя периоды бывают разные (связано с увлечениями), она помогает мне, когда я её прошу, и способна самостоятельно выполнять работы по дому.

Вообще этот период (1,5-2,5 года) очень важен в переходе к самостоятельности. Нам, родителям, гораздо легче всё (как обычно было до этого) сделать самим – самим одеть ребёнка, вытереть ему сопли, поправить, умыть и т.д. Но, внимательно наблюдая за своим ребёнком, я заметила, что в 2 года он сам снял штанишки. Я сказала ему, что с этих пор надо самому снимать штанишки и похвалила, что он освоил такое действие. Так постепенно, замечая, что ребёнок смог сделать сам, я «передаю» разные действия ему для самостоятельного исполнения.

Таким образом, к 3-ем годам мои дети понимали, что если они что-то научились делать сами, то дальше это нужно делать самостоятельно. Я могу помочь, если надо, но делать за них не стану. И пресловутый «кризис 3-х лет» прошёл у нас почти незаметно. Ведь детям не было нужды отстаивать свою самостоятельность - она у них была.

 

Подводные камни заключаются в том, что сам процесс перехода к самостоятельным действиям требует огромного терпения от родителей! Потому что «научился» у ребенка  означает «сделать может, но нужно время». Научился снимать штанишки. Значит, когда надо переодеть их, снимай сам. Но навыка ещё нет, и снимание длится долго, штанины могут путаться, поддаваться не сразу. «Хорошо, я подожду!». Приходится ободрять по ходу: «У тебя получается!», «Ты можешь сам!», «Здорово получается!». Но я за него не делаю, я только поддерживаю положительный настрой. Учтите, что ребёнок может при этом закапризничать. Я не сдавалась, только подбадривала. И когда долгожданный момент снятия наступал – это была великая радость для нас!

По мере научения возникали и такие моменты, когда ребёнку вдруг просто не хотелось самому снимать штанишки. Я была настойчива и говорила только «Ты можешь сам!», «Сначала сними штанишки, потом вместе оденем другие и станем рисовать (или кушать и т.д.)». Здесь главное - строгая последовательность «сказал – сделал», без послаблений.

Если я говорю: «Это последний мультик на сегодня!», то это должен быть последний мультик на сегодня. Иначе как ребёнок поймёт понятие «последний»? Тут, к сожалению, я не очень последовательна. Сама люблю мультики. И постепенно последний мультик у меня стал означать «ну ещё раз этот же самый мультик посмотрим (в смысле новый смотреть не будем)»! Вот такая у меня «слабинка».

Будем стойкими и последовательными!




Где можно купить диплом специалиста в Москве смотрите на сайте.

Автор: Пыстина Евгения    03.02.2014
Просмотров: 4989
Комментарии: 0

Смотрите также

Социально-экономические последствия появления "русской водки" по исследованиям В.Похлебкина
История водки, которую исследовал и описал историк и великий знаток кухни Вильям Похлебк...
Материнство в современном обществе
Новосибирская область продолжает радовать увеличением рождаемости. Рождаемость в нашей о...
Я спросил у тополя… аспирин
Аспирин – это не только широко известный медицинский препарат, но также широко при...


x