Как формируется иммунитет (общие представления)

Как формируется иммунитет ребенка (общие представления)

Мы все хотим быть здоровыми сами и видеть здоровыми наших детей. Для успешного сопротивления инфекции одним из факторов является естественное развитие иммунной системы, которая у взрослого человека состоит из клеточного (лимфоциты, нейтрофилы – клетки крови, тучные клетки в тканях) и гуморального (антитела - химические вещества, вырабатываемые В-лимфоцитами) иммунитета.
С другой стороны, иммунная или защитная реакция может носить как местный, так и общий характер. Местная защита срабатывает в месте, которое первым соприкасается с инфекцией. Инфекция обезвреживается благодаря барьерным свойствам слизистых оболочек носа, ротовой полости (плотное расположение выстилающих клеток и наличие ресничек, которые не дают инфекции закрепиться для размножения) и эпителиально-роговому барьеру кожи. А также местное обезвреживание идет и гуморальными факторами слизи слизистых и жировой смазки кожи.
При обеззараживании на местном уровне болезнь не развивается.
Общий иммунитет  - это генерализованная реакция организма, протекающая в виде заболевания. Сопровождается клеточным и гуморальным ответом, с формированием так называемой памяти на данные инфекционные антигены (антигены - это чужеродные белки).
Теперь перейдем непосредственно к формированию иммунитета в детском возрасте.
Новорожденный человек имеет все виды клеток, а следовательно, снабжен клеточным иммунитетом. Но активность клеточных иммунных реакций у него значительно снижена. Это вызвано тем, что ребенок внутриутробно развивается в родном, но все же чужеродном организме. И чтобы развиваться в нем положенный срок, его иммунная система «дремлет», не вызывая защиты от материнского организма.
Таким образом, первые 28 дней (период новорожденности - первый месяц жизни) антитела (вещества, связывающие инфекционные агенты) в организм ребенка поступают от матери. При этом особенно активно антитела поступают с молозивом и молоком первых трех дней.
По истечении этого срока в 28 дней идет заметное снижение количества антител у ребенка. То есть запас, полученный от матери, «истощается», а собственные механизмы еще не налажены.
Следующий период начинается примерно с 3-х месяцев и длится где-то до полугода. Материнские антитела разрушены, а собственный иммунитет становится способным активно отвечать на «вторжение». Активность защитной реакции в этом возрасте ниже, чем у взрослого организма. И реакция не сопровождается формированием иммунной памяти на данный антиген. То есть повторное поступление антигена вызывает острую реакцию, как на незнакомый агент.
Добавим только то, что если к этому возрасту в организме ребенка остаются материнские антитела, то собственного активного защитного ответа организм ребенка, скорее всего, выдавать не станет. Таким образом, второй период «отодвигается» по срокам формирования собственной иммунной реакции.
Только к году-двум иммунная система ребенка «обрастает» всем набором гуморальных компонентов защиты. Однако при этом защитная реакция все еще носит генерализованный характер. То есть, реагирует весь организм. Местные иммунные реакции еще не сформированы.
Поэтому важно понимать, что инфекции, которые наш организм может «остановить» уже на местном уровне и взрослый человек при этом не обнаружит симптомов заболевания, организм ребенка воспримет полностью и выдаст острую реакцию в зависимости от индивидуальных особенностей.
Продолжение следует…

Автор: Пыстина Евгения    07.03.2014
Просмотров: 5847
Комментарии: 2

Комментарии

Аватар пользователя Аня
Аня
А вот моя сестра переболела ветрянкой в 2 месяца, и больше не болела. Запомнил организм эту болезнь, получается?
Аватар пользователя pystina
Пыстина Евгения
Возможно, да. Но может быть больше не было контактов с возбудителем ветрянки. Это индивидуально, и в настоящее время при желании есть возможность провести необходимое тестирование.

Смотрите также

Об учебной мотивации - как добиться заинтересованности
Мотивация к учёбе – движущая сила учебного процесса! Чего только учителя ни изобре...
Большая концентрация людей, промышленности, транспорта создает грязь, хотим мы этого или...
Семейное обучение: уроки для родителей
Вот мы поставили себе целью – раскрытие индивидуальности ребёнка (ведь по нашему з...


x