Чтобы управлять автомобилем, необходимо преодолеть переходный этап от пешехода до водителя. В процессе освоения руля начинающий водитель или бывший пешеход оказывается в новой среде, в пространстве автомобиля. Это и не дом, но и не улица. С одной стороны водитель защищен пространством собственного автомобиля и «невидим» для других, а с другой – все его действия проявляются через движения авто и оно у всех на виду.
И так как автомобиль – это объемная и достаточно тяжелая конструкция, то теперь надо учитывать его габариты (это ведь не авоськой соседа задеть) и инерционность. Простой закон физики говорит о том, что чем больше масса, тем больше сила инерции. И теперь она явно проявляется на практике.
Это пешеходу просто – он принял решение остановиться и сразу же остановился. А автомобиль от принятия решения водителем еще проедет приличное расстояние. При скорости 60 км/ч – это будут на сухом асфальте почти 37м, на мокром - около 60м, на обледенелом - 155м. Кстати, пешеходам надо это тоже учитывать.
Психологически новичок – почти пешеход (принимает решение, почти доехав до препятствия), но при этом понимает важность заблаговременности действий, как водителя. В этом то и заключается парадокс: все понимаю, но поделать поначалу ничего не могу. Тут то и вступают в силу законы физиологии высшей нервной деятельности: для переделки рефлекса необходимо некоторое количество повторений.
В этом то и смысл учебы в автошколе, чтобы выработать элементарные рефлексы безопасности движения. Только надо учитывать психологический статус и возраст обучающегося. Очевидно (тут и научного подтверждения не надо), что с возрастом повторений надо больше. И при легковозбудимой нервной системе (холерики, например) тоже повторений надо больше, а может еще и с психологом надо поработать.
Габариты рождают другой парадокс. По привычке водитель-новичок, как бывший пешеход, старается занять центральное место на полосе движения, но вот центр у машины и у «пешехода» не совпадает.
Парадоксальным становится и поведение, вызванное наличием автомобиля. Рождается так называемая анонимность водителя. Находясь в машине, он чувствует себя абсолютно огражденным от социума, и бессознательное тут же позволяет делать ему весьма странные вещи. Например, начинает орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Хотя в обычной жизни дорогу помог бы перейти старичку или старушке. Или, начинает ругаться на обучающегося вождению. Хотя окажись с ним рядом, и подсказал бы, и помог бы.
Парадоксально и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно. Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости, опять же провоцирующая проявления бессознательных установок.
Это, на первый взгляд парадоксальное поведение, определяется моральным уровнем водителя, а также его осознанностью и самодисциплиной.
О, самодисциплина – это отдельная тема. Но, как правило, нам – жителям социума (то есть социализированным существам), она практически не свойственна. Вдумайтесь сами: жена уехала – зачем готовить себе еду или мыть единственную используемую тарелку. Зачем краситься, если тебя дома и так любят. Нас дисциплинирует присутствие рядом других людей, среди которых приняты определенные образцы поведения и внешности.
Так же и за рулем, «анонимность» и «чувство защищенности» позволяют проявить водителю истинные мотивы, моральные установки.
Давайте жить дружно!
Растительное масло… О чём мы думаем, произнося эти слова?
В семенах растений, ил...
|
Все мамы знают, что кабачок – это лучшее блюдо для начала прикорма младенцев. Все...
|
Младенец начинает улыбаться в среднем в полтора месяца, а во сне и того раньше. Месяца в...
|
Новые комментарии