Накажете ли вы ребенка, если он обжегся утюгом? А если нагрубил вам? Не зная ситуации, скорее всего вы сделаете очевидный вывод: в первом случае – нет, во втором – да. Но это можно сделать, только не разобравшись.
Или другой пример: «А теперь скажи волшебное слово!» - «Пожалуйста». Потому что так принято. Нельзя грубить, надо говорить вежливые слова. Так принято в обществе. И это нормально, за счет правил и норм поведения общество живет.
Но почему мы жестко пресекаем «неправильное» поведение ребенка вместо того, чтобы доходчиво объянить? Он ведь не родился с этими нормами поведения! Чаще всего нам самим не хватает понимания, почему надо вести себя так, а не иначе. Ну зачем уступать место старушке, если та только вышла из дома, а я целый день «на ногах»?
Вот с утюгом понятно: взял без спроса, обжегся – сам получил по заслугам. Теперь лечить надо. Или случайно обжегся, тогда еще и пожалеют. Но в любом случае понятно, надо объяснить ребенку, как обращаться с утюгом -а там либо ребенок сам поймет, либо «утюг объяснит».
В отношении общества некоторые родители бывают более щепетильны. Мы по принципу «кнута и пряника» вдалбливаем общественно одобряемое поведение. И поступаем так из искренней заботы о ребенке, чтобы не набил шишек потом. Особенно подстегивают бабушки: «Вы посмотрите! Ребенок не умеет с другими детьми делиться! Что за мать?! Жадность воспитывает!» После чего мать в панике отчитывает своего ребенка за то, что он не дал свою лопатку Вовочке. А с какой стати он это должен делать? То ли потому что у Вовочки никогда не было лопатки и надо ему посочувствовать, то ли у Вовочки прихоть такая, то ли надо альтруистом быть. Да и вообще думать и объяснять некогда, уже надо в магазин бежать и обед готовить! Так надо делать и все! А иначе – «выговор» или наказание.
Как-то к нам приехали друзья с 7-летним мальчиком, который вел себя достаточно вызывающе: дерзил, дурачился. И когда взрослые лихо осадили его, он заплакал и убежал. При разговоре тет-а-тет выяснилось, что он просто не понимает правил поведения. Кстати, поэтому дети так часто и играют в компьютерные игры. Там все правила оговорены и прописаны. Там детям комфортнее, чем в этом непредсказуемом мире, который к тому же полон опасностей, о которых родители предупреждают, не скупясь (электрические приборы, грязь, высоко, бандиты, грабители и т.д.). В современном мире дети не знают, куда сбросить напряжение, а в игре побился, пострелял и отпустило.
Мы на своих детях замечаем интересную картину. Один ребенок любит общаться, его можно легко отправить в магазин одного, он может сам договориться о своих занятиях с взрослыми в свои 10 лет. Другой в этом же возрасте был домосед, нервничал при выходе в общество. При этом второго было тяжело оторвать от компьютерной игры. В этом случае с ребенком приходится «работать»: водить с собой (на своем примере показывать образцы общественного поведения), беседовать о жизни, давать самостоятельные задания (например, сделать покупку, договориться о встрече).
Помочь, научить, а потом уж спрашивать
А как спрашивать? Возвращать в «рамки» планомерно, последовательно и доходчиво. Чтобы прочувствовано было. Ведь ребенок так устроен, что ему пока не под силу обобщить все ситуации, где надо так поступать. Поэтому терпеливо от раза к разу будем настраивать ребенка на правильное поведение. Можно заранее обговорить предстоящую ситуацию и попросить об определенном поведении. Здесь же обговорить и способ напомнить ребенку о данном договоре. Например, договор: «Ты немного молча постой тут, а потом я тебе куплю сок», напоминание: «Ты сок хочешь?».
Вот так и показываем, что и как делать надо! «Лучше день потерять (и научиться летать), а потом за 5 минут долететь».
История водки, которую исследовал и описал историк и великий знаток кухни Вильям Похлебк...
|
Всем привычный и любимый майонез входит в 10-ку самых популярных и, соответственно, подд...
|
В мае можно наслаждаться первыми летними ягодами, которые появляются на прилавках магази...
|
Новые комментарии