Уважение и современность

Уважение и современность

Удивительно, что в наш век повсеместного развития индивидуальности с раннего возраста, возник острый дефицит уважения к этой самой «индивидуальности». Даже не к индивидуальности, а к человеку, эту индивидуальность имеющему. Выходит так, что индивидуальность при правильной подаче может приносить доход, занимать высокое положение, а сам человек (в человеческом плане) никакой ценности может и не иметь.
Что же такое уважение?
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Уважение – соблюдение дистанции.
Уважение - это готовность и умение соблюдать границы территорий между двумя людьми.
Уважать - это значит ценить чужого и чужое.
Уважение – признание важности, значимости, ценности чего-либо; высокая оценка чего-либо.
Следовательно, для того чтобы уважать, надо понимать, что такое достоинство, ценность, личное пространство. Все эти понятия характерны для личности, ведущей самостоятельную жизнь. Это, как правило, взрослая личность. То есть, будучи взрослой самостоятельной личностью, человек может иметь уважение, уважение как осознанное действие. Пока человек зависим, понятие «уважение» носит условный характер. Так, ребёнок является зависимым от родителей, от учителей и его уважение носит при этом условный характер. Условный, то есть подражательный. И это нормально. Так ребенок учится ориентироваться в жизни.
Ребенок подражает взрослому, от которого зависим. Причем с этим взрослым он будет вести себя так, как тот ведет себя с ребенком. А с другими людьми будет вести себя так же, как взрослый ведёт себя с ними. К примеру, если родитель перебивает ребенка, когда тот ему что-то говорит, то и ребенок будет перебивать разговоры родителя. При этом не важно, с кем родитель говорит.
Только отделившись, ребёнок сможет осознано уважать родителей. А пока надо помогать ребёнку своим отношением к нему. Если вы заметили неуважительное поведение своего ребенка, обратитесь к себе: значит, в этом месте надо проявить к нему уважение – показать образец.
Самое распространенное явление – это невнимание к занятию ребенка. «Иди сюда». «Я занят». «Ты почему родителей не уважаешь?» Можно же и по-другому: «Ты можешь сейчас подойти ко мне?». В этой фразе мы проявляем уважение к занятию ребенка. Как хотим, чтобы и он ценил наши занятия. Таким образом, мы сообщаем ему ценность занятия другого человека.
Но, повторюсь, для этого надо самому быть самостоятельной личностью. К сожалению, даже взрослые могут находится в зависимом положении. От начальства, от денег. И тогда происходит передача ценности начальства, денег. А значит, мы оказываемся далеки от уважения. Ведь передаются условности – условное уважение.
Сидит мальчик в переполненном автобусе. Рядом оказались бабушка и беременная женщина. Бабушка: «Какой невоспитанный мальчик!». Женщина, обращаясь к мальчику: «Уступи, пожалуйста, мне место. Мне очень тяжело стоять». И знаете что? Мальчик уступил этой женщине место!
Поэтому давайте учить детей, а не требовать беспрекословного подчинения (основанного на страхе). Взрослые люди, откликнитесь, пожалуйста!
Вот некоторые действия, которые противодействуют воспитанию уважительности у детей:
1. одёргивание и крик;
2. унижение перед друзьями, другими людьми;
3. разговор свысока;
4. поцелуи и обнимания, когда они этого не хотят;
5. насильное переодевание в ту одежду, которая им не нравится;
6. принуждение в приеме лекарств, пищи;
7. когда говорят одно, а делают другое.
Будем бдительны! Пожалуйста!

Автор: Пыстина Евгения    30.11.2013
Просмотров: 5721
Комментарии: 0

Смотрите также

«Душа» и «мозг» в педагогике
Развитие отечественной научной педагогики со времен ее основателя Константина Дмитриевич...
Томат - любимый нами овощ, который пришёл к нам из далёкой Америки и стал настолько прив...
Здоровье человека, практически всех его органов и систем держится на здоровье позвоночни...


x