Развитие отечественной научной педагогики со времен ее основателя Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870гг) претерпело одно существенное изменение.
Вот что писал Константин Ушинский в своей учебной книге для детей «Детский мир» (1864): «В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво, не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена множеством способностей… Все эти способности – дар слова, память, воображение, ум, совесть, воля, вера …, желание и возможность сделаться лучше – называются способностями душевными», - пишет он.
В современной педагогике понятие «душа» отсутствует. Иногда заменяется понятием «сердце» («Сердце свое отдаю детям», Сухомлинский), с которым ассоциируют доброту, заботу, любовь.
Куда же делась «душа»? К концу XIX века в науке «душа» была заменена «высшей нервной деятельностью», и это понятие стало во главе психологии и также одним из разделов физиологии.
Так как теперь наука оперировала «высшей нервной деятельностью», то главным органом всех, ранее душевных качеств, теперь стал головной мозг. Шутки ради: он действительно находится выше всех остальных органов человека при положении стоя!
Теперь, когда головной мозг взял на себя все человеческие качества, то исследователи головного мозга человека стали искать в нем зоны, которые отвечают за те или иные проявления человека. Нашли где в нем прячется память, говорение, воображение, ум, а вот совесть, воля, вера, желание и возможность сделаться лучше «повисли в воздухе». То есть, качества вроде бы есть (в литературе описаны и в языковых выражениях встречаются), а где они находятся, не ясно стало. В церкви, наверное?! Шутки ради: народ туда за этим и ходит!
Соответственно, напрашивается вывод: чтобы развивать человеческие качества, необходимо тренировать головной мозг. Это в свою очередь ассоциируется с решением разнообразных задач (математических, творческих), умением объяснять, знаниями, эрудированностью, пониманием и т.д.
Чем больше подрастающий человек будет знать, тем ответственней он будет, тем сознательней он будет, тем чутче он будет и совестливее. Железная логика?! Поэтому для того, чтобы подросток не стал употреблять наркотики, уже в конце начальной школы и начале средней его информируют о последствиях употребления наркотиков. Только не растет от этого сознательность! А бессознательность подталкивает к тому, что наркотики дают ощущение силы, прекрасную возможность уйти от пугающей реальности. Об этом их тоже в учебниках информируют!
Вот и взрослые: знают, что пить и курить вредно для здоровья, но в этом находят «радость». Умом-то все понимают, а вот поделать ничего не могут. А каким местом поделать ничего не могут? Вот тут то и вопрос. Мозгом головным не могут! Он бы и рад стараться, но только приказы оформлять, да отдавать мышцам, да внутренним органам способен. А вот какого направления эти приказы будут, решает душа.
И душа пользуется для своего развития не аналитическими, не логическими методами. Ее способ развития – это отклик. Чтобы душа включалась, и соответствующие качества просыпались, не анализировать надо, а добиваться, чтобы отклик от ученика был. Причем отклик от души.
Ушинский К.Д. «Два плуга» (рассказ)
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба плуга опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Нормальная метеочувствительность, которая запускает перестройку организма под из...
|
Чтобы ребенок школьного возраста мог продуктивно учиться дома или делать домашние...
|
«История водки» Вильяма Похлебкина является единственным историческим исслед...
|
Новые комментарии