Немного слов о нашем родном иммунитете

Что же встретят на своем пути внутрь нашего организма всякие «бациллы», если они уже хитрыми путями закрепились или прошли сквозь кожные и слизистые (нос, пищеварительная система) барьеры? Тут они наткнуться на то, что называется иммунитетом, на сопротивление.
Реакция организма на чужеродный агент бывает неспецифическая и специфическая. Неспецифический иммунитет является врожденным и представлен в крови – например, клетками нейтрофилами, которые по необходимости выходят в ткани, где присутствует чужеродный агент. Результатом их деятельности по разрушению «чужака» является гнойный очаг.
Неспецифический иммунитет работает всю жизнь организма.
Специфический иммунитет является приобретенным. Приобретается в ответ на поступление чужеродных белковых комплексов (антигенов). В организме клетками крови – лимфоцитами вырабатываются соответствующие антитела, которые нейтрализуют поступившие антигены. И образуются клетки памяти, которые при поступлении данного антигена вновь в кратчайшие сроки приводят к нейтрализации инфекции без развития заболевания.
Специфический иммунитет может носить постоянный (на всю жизнь) или временный характер. Так, при кори, краснухе приобретается пожизненный иммунитет. А вот при гриппе иммунитет приобретается на 2-3 года.
Иммунные клетки и механизмы работают как в кровеносной и лимфатической системе, так и в тканях и органах.
Формирование специфического иммунитета начинается с момента рождения и особенно интенсивно в детском возрасте.  Вот почему ребенку необходимо контактировать с миром бактерий и микробов. Но не до фанатизма! Излишняя щепетильность в области дезинфекции является губительной для развития иммунитета. Организм должен в детском возрасте получить информацию о микросреде, в которой ему предстоит жить и выработать механизмы иммунной защиты. Тем более что возможность полностью проконтролировать поступление микроорганизмов внутрь не представляется возможной.
Более того, человеческий организм устроен таким образом, что «то, что не тренируется – атрофируется».
И все бы хорошо, если бы не два «но».
Первое «но» - высокий мутагенез болезнетворных форм. Например, вирус гриппа «обновляет» себя каждые полгода. Применение антибиотиков (особенно, сильнодействующих) заставляет «отбираться» устойчивым к нему формам данного вида. И вот опять надо производить новые лекарства.
Второе «но» - это стресс. Стресс, который приобретает уже хронические формы. Что такое стресс разберем позже. Сейчас важно уяснить, что во время стресс-реакции полностью подавляются воспалительные процессы и микроорганизмы получают возможность неконтролируемо плодиться.
И дополним картину такой важной деталью, что, попав в организм, микроб может стать составной частью микрофлоры и не будет вызывать никакой реакции, так как его жизнедеятельность будет контролироваться полезной частью микрофлоры. А проявится такой «житель» только тогда, когда организм ослабнет.
Кстати, пример того, как важно в детском возрасте заложить «фундамент» иммунитета (формирование специфического иммунитета). В 2012 – 2013 годах при совершении кругосветного путешествия на надувном парусном судне сибирских мореплавателей во главе с капитаном Анатолием Куликом команда очень серьезно переболела как раз из-за отсутствия иммунитета к микроорганизмам одного из тихоокеанских островов. Жители острова иммунитет имеют «с молоком матери».

Автор: Пыстина Евгения    27.02.2014
Просмотров: 5500
Комментарии: 2

Комментарии

Аватар пользователя Любопытная
Любопытная
Здравствуйте, Евгения. С интересом читаю Ваши статьи про иммунитет. И вот у меня вопрос: на месте прививки БЦЖ (на плече) образуется гнойный очаг, да ведь? Это реакция неспецифического иммунитета? А прививка должна помогать вырабатывать специфический... Как это происходит?
Аватар пользователя pystina
Пыстина Евгения
Очень хороший вопрос! Спасибо! Прививки - это отдельная тема. Особенно те, которые ставятся в возрасте до 1 года. А, особенно, прививка БЦЖ, которая ставится ещё в роддоме. В настоящее время нет данных по развитию специфической иммунологической реакции на прививку БЦЖ, поставленную в первые дни после рождения. То есть, мы попросту не знаем, что при этом происходит в организме. По поводу прививок рекомендую ссылку http://www.youtube.com/watch?v=eJLiBoXOFZI, где специалист разъясняет что такое вакцинация детей.

Смотрите также

 Семейное обучение: переходим в среднюю школу курсом на взаимопонимание
Освоение школьных предметов ограничено рамками учебной программы. Нужно пройти определён...
Исторические события вокруг "эволюционной теории Дарвина"
Обучение естествознанию, биологии немыслимо без эволюционного учения Чарльза Дарвина. Им...
«Душа» и «мозг» в педагогике
Развитие отечественной научной педагогики со времен ее основателя Константина Дмитриевич...


x