Многие ли родители знают, что их детям вовсе не обязательно ходить в школу каждый день? Нет, для большинства это до сих пор новость, хотя право на выбор семейной формы обучения зафиксировано в федеральном законе об образовании с 92 года и по сей день. Если домашнее обучение, как правило, производится учителями на дому для ребятишек со слабым здоровьем, то на семейном обучении дети находятся просто по выбору родителей. Основными педагогами являются сами родители, школьные учителя лишь проводят консультации и принимают промежуточные и итоговые аттестации, ставят оценки – как правило, раз в четверть.
В чем преимущества такой формы? В возможностях для ребенка и плюсах для семьи. Школьный, классно-урочный метод обучения хорош и эффективен только для «середнячков». Все остальные дети теряют интерес к учебе, начинают воспринимать обучение как скучную обязаловку, которую нужно просто «отсидеть», но происходит это по разным причинам.
Быстро соображающие, развитые дети в школе скучают, так как они уже давно все поняли и сделали, а учителю нужно объяснить всем – или хотя бы большинству детей в классе. Встречаются учителя, которые уделяют пару минут «торопыгам», чтобы дать дополнительное, интересное задание… но это капля в море 10 лет скуки. Таким детям в дальнейшем бывает сложно перестроиться на работу в полную силу, а привычка к быстрому и легкому результату мешает преодолевать трудности, не опуская рук.
Тем ученикам, которые соображают чуть медленнее остальных, воспринимают другие способы обучения либо просто где-то что-то пропустили и недопоняли, приходится еще хуже. Ком непонимания и проблем за несколько лет вырастает настолько, что они уже и не пытаются задавать вопросы и разбираться. Каждый вопрос учителя, контрольная или вызов к доске – бесконечная пытка незнанием, унижением, беспомощностью. Наказание за плохие оценки только усугубит ситуацию. У ребенка опускаются руки и возникает масса психологических проблем.
Чем могут помочь родители там, где не справляется штат профессиональных педагогов и психологов? Индивидуальным подходом и мотивацией. Многие дети и подростки с огромным энтузиазмом воспринимают идею не ходить в школу, а быстро сделать все необходимое дома и заниматься интересными делами. Этот стимул можно использовать, чтобы выстроить работу в первое, самое трудное время – перестройки процесса обучения. Во-вторых, никто не знает вашего ребенка лучше вас – что ему дается просто, что сложно, как лучше построить режим отдыха, обучения и работы, какие методы обучения и программы выбрать. На семейном обучении, где спрашивают и объясняют все, даже у последнего лентяя вырабатывается привычка делать все добросовестно и сразу.
В-третьих, на семейном обучении ребенок имеет возможность воспринять не только знания, но и модель обучения, выработанную родителем за успешную сознательную жизнь. Родитель чаще всего не помнит школьную программу досконально и заново разбирается вместе с чадом в тонкостях русского языка, физики и математики, попутно налаживая крепкий психологический контакт, умение совместно решать значимые задачи, подкрепляя авторитет. Умение учиться - и есть самый важный результат образования, который остается с человеком на всю жизнь. «Семейник» знает, к примеру, не только правила русского языка – попутно идет обучение куда более важным для успешности в жизни навыкам: где и как самому искать ответы на вопросы, на что обращать внимание, где себя проверить. Вырабатывается умение работать совместно с другими людьми любых возрастов, авторитет родителя остается высоким даже в сложный подростковый период, а в учителях такие дети намного раньше начинают видеть просто людей. Происходит настоящая социализация и подготовка к взрослой жизни.
Конечно, подходит семейная модель не всем, и минусы нее тоже имеются. Перестройка обучения требует от родителя больших затрат времени, желания и творческого подхода. Особенно, если ребенок должен идти в первый класс или уже долго и безуспешно учился в школе. В первом случае сложности придает двойная новизна, а во втором придется запастись терпением и тактом: начинать с основ, заполняя пробелы и восстанавливая уверенность в собственных силах и способностях.
Меньшая занятость ребенка в школе означает большую ответственность за то, как он проводит свое время. Освобождающееся время желательно не просидеть в интернете или в квартире, а уделить творческому развитию и самовыражению, помощи родителям, занятиям с младшими детьми, прогулкам или хобби. Важно наличие здорового коллектива детей схожего возраста и интересов, где ребенок может общаться, заводить друзей. Подросткам полезно попробовать себя в работе по возрасту – это здорово стимулирует понимание жизни и ускоряет психологическое взросление.
Как правило, родитель ребенка, который выбирает семейное обучение, не работает по найму или работает по свободному графику, считает крепкую семью и семейные ценности приоритетными для себя, открыт и гибок, образован и общителен. Если все это – про вас, можно с большой вероятностью предсказать, что семейная форма обучения вам и вашим детям понравится.
Всем привычный и любимый майонез входит в 10-ку самых популярных и, соответственно, подд...
|
Каша – простое блюдо. Казалось бы, так просто насыпал крупу, залил водой, поставил...
|
Дни становятся всё короче и короче. И надо быть в тонусе, сохранять бодрость и работоспо...
|
Новые комментарии