С любовью к зрению

Зрение – самое важное из человеческих чувств, позволяющих воспринимать новую информацию, ориентироваться в окружающем мире, учиться. Соответственно, в годы активной учебы именно на зрение приходится огромная нагрузка. По статистике чаще всего близорукость развивается в возрасте 8-12 лет. Что же происходит в школьные годы, что в довесок к образованию дети получают миопию, и можно ли этого избежать?

Хорошее зрение больше не нужно?

Наше зрение эволюционно больше рассчитано на работу при взгляде вдаль – при восприятии с расстояния 5 метров и дальше глаза при нормальном зрении не напрягаются. Оно и понятно – в обширном и опасном мире человеку нужно было постоянно контролировать обстановку вокруг, это было вопросом выживания.  Так было вплоть до последнего времени,  по меркам истории человека как вида. Поколение наших родителей и бабушек по большей части на долгие годы сохранило здоровые, зоркие глаза. В период самого интенсивного роста и развития они жили в деревне, где были просторы, работа и прогулки на природе, а школьное обучение с его зрительными нагрузками и интересные книжки были лишь небольшой частью жизни. И телевизоров с компьютерами не было – или почти не было, в диковинку был в сельском доме «голубой экран». Сейчас в городе мир человека, особенно ребенка, сузился до нескольких помещений, где он проводит большую часть своего времени. Вдаль смотреть незачем и некуда. Панорамы пробок в дымке по дороге домой и из дома, как и вид из окна, не радуют. Частая картина – родитель везет ребенка на машине, а он сидит, уткнувшись в телефон или планшет. То, что заложено природой, но не используется  – не развивается, атрофируется, уступая место тем навыкам, которые нужны для жизни. Вот так и получилось, что умение хорошо видеть вблизи, не напрягая глаза, оказалось более востребованным – и близоруких людей больше с каждым годом… Естественно, это объяснение не претендует на абсолютную полноту, есть и другие факторы – наследственность, обеспеченность витаминами, привычки, образ жизни семьи и пр. Но именно нужность, полезность любой функции для жизни определяет, будет ли она атрофироваться или закрепляться и развиваться.

Годы школьные

Не секрет, что количество знаний, которые даются в школе, уровень требований к образованному человеку возрастают с каждым годом. Уже с первых классов дети проводят с книжками и компьютерами большую часть дневного времени. Чем дольше нагрузка, ближе к глазам книжка, слабее свет  - тем сильнее напрягаются глазные мышцы. При постоянной непривычной работе возникает спазм глазных мышц – близорукость, но она пока  временная, «несерьезная». Так как форма глазного дна не изменена, глаза отдохнут, и зрение понемногу восстановится. Многие, наверное, замечали, что после летнего отдыха зрение становится более четким.

Но вот человек растет, учится, а «близкая» нагрузка на глаза лишь увеличивается. Да еще и смотреть вдаль нет особой необходимости. Идет человек в школу, смотрит под ноги. Сидит за партой – смотрит в книжки и тетради. Приходит домой – домашние задания, тетради, телевизор, компьютер. В выходные вместо прогулок – тоже телевизор, компьютер, планшет, телефон… Человек – гибкая система, способная приспосабливаться к условиям в довольно широких пределах, особенно в процессе роста и развития. А вот универсальность развития почти невозможна… Организм справедливо решает, что более нужный навык должен развиваться и закрепляться – и перестраивает зрение, изменяя уже форму глаза. Человек вырастает, эти изменения закрепляются – здравствуй, новый член близорукого общества.

Роль родителей

Но не все так безнадежно. Зрению можно и нужно помочь. Если сохранить его в годы активного роста – до окончания школы, то в дальнейшем ухудшение зрения уже очень маловероятно. Регулярно проверяйте школьника у окулиста, но не надевайте на него очки – лучше объясните простейшие правила гигиены зрения, научите и заинтересуйте гимнастикой для глаз, расскажите, как и отчего «садится» зрение. При небольшом ухудшении зрения эти меры отлично помогают восстановлению здоровья глаз, их давно рекомендуют хорошие врачи-окулисты. Примените всю наработанную во взрослой жизни убедительность, доброжелательность и авторитет, чтобы рассказать и показать на своем примере, что взрослому человеку нормальное зрение очень нужно – без него сложно водить машину, ограничен выбор профессий в будущем. И вместе с ребенком регулярно уделяйте глазам толику внимания и заботы.  

Автор: Васильева Ольга    18.11.2012
Просмотров: 2451
Комментарии: 0
Теги: 

Комментарии

Image CAPTCHA
Введите символы показанные на картинке.

Смотрите также

Симптомы недостатка кальция могут наблюдаться даже у тех людей, которые получают достато...
Исторические события вокруг "эволюционной теории Дарвина"
Обучение естествознанию, биологии немыслимо без эволюционного учения Чарльза Дарвина. Им...
Как формируется иммунитет (общие представления) продолжение
С возраста 1-2-х лет в организме ребенка усиленно формируется долговременная иммунная па...